g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

"Бенуа де ла данс" в Бахрушинском музее



Приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Dance) известен во всем мире. Но тем не менее это фактически первая выставка, посвященная его 25-летию.



Почему этот приз, как его часто называют, "Балетный Оскар" носит имя художника, а не знаменитого хореографа или балетного исполнителя? Для этого есть основания.



Александр Бенуа, известный художник конца XIX - начала XX века, с которым связан "Серебряный век" в живописи. Он помогал реформировать балетный театр. Раньше было совершенно другое отношение к художественной части балета, к костюмам артистов. Часто каждое действие оформлял отдельный художник, кто лучше рисовал пейзажи - приглашали на пейзаж, кто лучше рисовал дворцы - дворец и т.д. Назвать всех художников, оформлявших балеты в XIX веке не просто, поскольку их трудилось над одним балетом множество.



Костюмы могли быть самыми разными, не соотносящимися друг с другом и декорациями балета. Сейчас-то соблюдается общая тональность оформления. А раньше каждая прима подбирала себе платье для балета самостоятельно. Например, танцовщица Матильда Кшесинская заказывала себе костюм, который ей очень шёл, делала в парикмахерской прическу, в которой она была неотразима и танцевала в этом.



Например, Иван Александрович Всеволожский, будучи директором императорских театров, был также автором множества эскизов декораций и костюмов к 25 балетным спектаклям (в том числе его эскизы костюмов использованы при постановке балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда» и др.) Костюмы он подбирал индивидуально для каждой балерины и каждого человека. Как они будут выглядеть в общей картине, никто не думал. В своей деятельности И.А.Всеволожский ориентировался на вкусы придворно-аристократических кругов, уделяя большое внимание созданию пышных «постановочных» спектаклей.



Александр Бенуа является автором либретто и тем, кто задумал балет "Петрушка". На выставке представлены эскизы костюмов работы Александра Бенуа к балету "Петрушка" и эскизы декораций.



"Русские сезоны", а позднее "Русские балеты" в Париже стали популярны не сразу. Спектакли парижских театров были в основном развлекательного толка. Русский балет потряс французское общество тем, что танцевали все мужчины, не только балерины. Русская танцевальная школа, появление русских художников, русских спектаклей послужила толчком для возрождения французского балет. Танцор труппы русского балета Серж Лепаль стал руководителем французской балетной труппы и театра.



Приз «Бенуа де ла Данс» был задуман в 1990 году и впервые вручен в 1992 году, когда весь мир и нашу страну потрясали политические изменения. Однако обмен артистами и обмен информацией в балете был как бы вне политики. В жюри, которое было всегда абсолютно международным, приглашались самые лучшие и самые известные деятели балета. Сам принцип: люди, приглашенные из различных стран и театров в течение сезона отбирают то, что им больше всего понравилось, впечатлило. Это и исполнители, и хореографы, обычно несколько представителей балета как женского, так и мужского пола.



Со временем охватывалось все больше деятелей балета. Приз мог быть вручен, например, "За жизнь в искусстве", композитору за музыкальное произведение, созданное специально к балету, художнику, оформителю.



Вначале это была церемония вручения приза и гала-концерт из тех произведений, за которые деятели балета были награждены. Все мечтали увидеть лучшие фрагменты и произведения в исполнении ведущих танцовщиков и хореографов ведущих театров страны.



В настоящее время Балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Dance) стал масштабным балетным шоу в мире, за которым пристально следит вся мировая пресса. 30 и 31 мая на Исторической сцене Большого театра зрители увидят не только самые яркие работы в области танца за прошедший год, но и все самое лучшее, что было сделано в мировом балете за последние четверть века.



Попасть на выставку в процессе её монтажа было для меня в новинку. Об истории возникновения фестиваля и самых ярких деятелях балета нам рассказала Виолетта Александровна Майниеце, историк балета. Виолетта Александровна - преподаватель истории балета и истории театра, балетный критик и театровед, киносценарист.



У девушек, любящих танцевать, была прекрасная возможность примерить балетные туфельки и встать на мысочки.



Нам было продемонстрировано несколько позиций обутых в пуанты ножек, из которых, разумеется, ничего уже не помню.



За приобщение к миру искусства балета большое спасибо atlanta_s. Подписывайтесь на самое культурное сообщество Москвы moscultura и будьте в курсе всех самых интересных мероприятий нашего города.
Tags: Бахрушинский музей, Москультура, балет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 8
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments