g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Выставка "Отражение. Графика и живопись русского символизма".



Побывала в Библиотеке искусств имени А.П.Боголюбова на выставке выдающихся художников Серебряного века из собрания галереи "Веллум". Более 40 работ 1900-1920х годов таких мастеров, как Виктор Борисов-Мусатов, Александр Бенуа, Леон Бакст, Александра Коновалова, Михаил Ларионов, Игнатий Нивинский, Николай Шестопалов и другие.



Картина Игнатия Нивинского имеет свою историю. Он получает заказ заказ от купцов Стуловых на оформление их дома. Сейчас это Малый Знаменский переулок, дом 8. Там было несколько работ, изображающих тематические персонажи: нимфы, амуры, боги и богини древней мифологии. Одна из работ была размещена на западной стене бального зала.

"Задумчивый Амур" Игнатий Нивинский 1913г.


В последующие годы дом Стуловых был заселен жильцами, бальный зал и все остальное поделены на небольшие помещения, в одном из которых была эта картина. В 70-80е годы ХХ века, люди освобождают помещение, забирают работу с собой и она находится у них в семье. Через какое-то время картина попадает в галерею, проходит экспертизу, подтверждающую её принадлежность кисти И.И.Нивинского. В бывшем доходном доме купцов Стуловых сохранились и другие работы, в настоящее время находится администрация музея изобразительных искусств им. Пушкина.



В начале ХХ века возникли художники поэтического направления, чьи эстетические идеалы восходили к символизму, стилю литературно-ориентированному. В России символизм получил отражение в графике, иллюстрации книг и журналов. Мастера деталей и неспешного рассказа создали работы, которые сегодня мы можем увидеть в новом прочтении.

Лебедев Порфирий Маркович "Лесная сказка" 1915г.


Поисками новых средств самовыражения живописцы и графики, литераторы и творцы синематографа стремились развеять серость и бытовую скуку и найти праздничные нотки в монотонности и монохромности жизни.

Кучумов Василий Никитич "Провинция" 1918г.


Кубисты деформировали пространство, моделировали его в нескольких измерениях и разрезах, создавали геометрические формы, балансируя между фигуративными и абстрактными изображениями. Подобного эффекта добивались и литераторы, ломая и искажая привычный стихотворный ритм.

Николай Оскарович Фрейнман


Футуристы, постимпрессионисты, революционные прогрессивные поэты активно меняли внешний вид действительности, обращаясь зачастую к исконным божествам древних цивилизаций. В результате, сами не желая того, творцы разбудили "уснувших демонов", - вызвали войны и революции, искривили плавный и уютный ход европейской истории.

Шевченко Александр Васильевич "У окна" 1920-е годы


В противовес футуристическим течениям в России рождается невероятно красивый, хрупко-поэтичный отечественный символизм. Сразу вспоминаются лучшие имена из литературного наследия эпохи: И.Анненский, Вяч.Иванов, В.Брюсов. В своей поэзии они выражают суть русского символизма, хрестоматийно передавая настроение и вкус эпохи.

Глинка Вера Николаевна "Отдых у реки" 1910-е годы


С тем же самым упоением творили художники: рафинированные экспоненты "Голубой Розы" П.Уткин, В.Милиоти, Н. Сапунов, П.Кузнецов; роскошные мирискусники: А.Бенуа, М.Добужинский, Л.Бакст, Н.Рерих, - все они цитировали, "отражали" и "вновь прочитывали" сюжеты и сцены галантного XVIII века, амурные и драматичные.



Дамы в кринолинах, кавалеры в расшитых камзолах, лебеди, пруды, дворцы, набегающая волна и на её фоне романтично поднятый парус, исторические сценки и любовные истории, - вот сюжеты повестей символистов, акварелей и эскизов к декорациям голуборозовцев.

Альтман Александр "Интерьер" 1911г.


В театре, как и в поэзии, - расцвет романтического символизма, интерес к истории, не глубинный, а эстетический. Всё это искусство целиком созерцательное, созданное для наслаждения, любования.

Лоран Поль Альберт "Влюбленный паяц" 1910-е годы


Основной акцент выставки сделан на графические работы. В экспозицию включены такие редкие работы, как "Задумчивый Амур" Игнатия Нивинского, являющийся жемчужиной экспозиции.



Эскиз костюма короля. Балет "Спящая красавица" Л.Бакста.



Эскиз костюма к спектаклю "Мученичество Святого Себастьяна" 1911 г.



Наряду с работами корифеев русского искусства показаны акварели Александры Коноваловой, последовательницы и младшей современницы Врубеля и Борисова-Мусатова. Мифотворчество, культ удивительного балансирования на грани яви и сна характеризует её творчество.



Представлена графика Николая Шестопалова - яркого выпускника студии М.Тенишевой, ученика И.Репина, экспонента выставок "Мира искусств".



Художник отражает, считывает нерв эпохи, рисуя развалины римского форума и заброшенные сады русских усадеб.



Во время работы выставки проводится арт-квест "Русские символисты", в котором я поучаствовала и сдала заполненный лист с вопросами и составленным из букв имен художников ключевым словом.



Выставка будет проходить по 19 мая в залах Государственной библиотеки им. А.П.Боголюбова по адресу г. Москва, ул. Сущевская, д.14. Ежедневно с 10-22ч. Подписывайтесь на самое культурное сообщество Москвы moscultura и вы будете в курсе всех интереснейших событий города! Отдельное спасибо tushinetc за приглашение на такую замечательную экспозицию.
Tags: Москультура, акварель, графика, живопись, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 8
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments