g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Не имей Амати, а умей играти!

Этой народной мудростью Юрий Башмет поделился со зрителями, пришедшими на концерт старинных раритетов из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

IMG_5781

Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации создана в 1919 году. В 2010 собрание передано Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры имени М.И. Глинки. В 2019 году Государственная коллекция будет отмечать своё 100-летие. А музыкальный коллектив Юрия Башмета "Солисты Москвы" отмечает 25-летие серией выступлений в рамках этого юбилея.

IMG_5752

В начале вечера до зрителей доносились прекрасные голоса волшебных скрипок, это оркестр репетировал перед концертом. Нам повезло - народный артист нашел время рассказать о предстоящем уникальном событии и даже ответил на несколько вопросов. Вместе с ним к нам вышел Дмитрий Гринченко - генеральный директор "Русского концертного агентства" и представил всех участников пресс-конференции. Первым взял слово директор музея имени Глинки, Михаил Брызгалов.

IMG_5754

Прежде всего он поблагодарил тех, благодаря кому стало возможным воплотить в жизнь этот проект. Давно всех интересует один вопрос: "Играть ли на музейных инструментах?" Мнения во всем мире расходятся. Игра на музыкальных инструментах, несомненно, продлевает жизнь этим инструментам. Не так просто подготовить и перевозить инструменты такого уровня. 286 инструментов входят в Государственную коллекцию. Из них 15 - работы Страдивари. Они требуют особого отношения, ухода и ремонта. Два музейных инструмента находятся в Кремоне, в центре реставрации, и в начале 2017 года мы их получим отреставрированные.

IMG_5761

Несколько слов сказал Марк Гройсман генеральный директор "АФИ РУС". Он в кратце рассказал о проекте "Вдохновляющее соседство". Поблагодарил за доверие артистического директора Юрия Абрамовича Башмета. "Пришло время подумать о чем-то более высоком, чем просто приобретение жилья". В проекте рассчитана инфраструктура, в которой дети и творческие люди могут приходить и встречаться с музыкантами, в т.ч. с Юрием Абрамовичем Башметом. Резиденции вдохновения, звучание архитектуры - эти понятия будут воплощены в жизнь, помогут развитию юных творческих личностей.

58427e5293b95

Все ждали, что скажет о предстоящем концерте Юрий Башмет. Он отметил: замечательно то, что мы держим в руках эти инструменты и имеем возможность услышать их тембр. "Моей мечтой было услышать не один Страдивари, не два, и не три, а чтобы весь камерный оркестр играл, и понять результат". Вначале это казалось неосуществимой мечтой, но потом появился проект, благодаря которому это стало возможно.

"Вы можете спросить: "А где они хранятся? А сколько они стоят?" Эти инструменты серьезно охраняются и у нас большая ответственность за их сохранность." И правда, музыканты, получившие в руки бесценные экземпляры творений гениальных мастеров, держали их в руках бережно и как бы защищая от внешнего воздействия.

IMG_5768

Играть ли на этих инструментах? - Конечно играть, считает маэстро. И тут же приводит пример с дорогим автомобилем, который долгое время простояв в гараже, сразу не поедет, а потребует ремонта и замены некоторых деталей. Что же говорить об инструментах, выполненных не из металла, а из более мягкого материала - дерева?

Скрипка - это не гитара, не пианино. Там нет ладов и скрипач должен приноровиться, это практически как играет Стиви Уандер, наощупь. Мы играли концерт в Нью Йорке, рассказал Юрий Башмет, и в том числе был он, Стиви Уандер. Когда его вывели на сцену, посадили, он поднял высоко руки, быстро опустил их на клавиатуру и начал играть. Это попадание слепого человека с размаху - примерно то же самое происходит со всеми моими коллегами, которые берут в руки уникальные инструменты". Их берут на определенное количество часов в определенные дни в Госколлекции. И над каждой нотой они буквально бьются.

Так бывает со многими инструментами. "Примерно год я сомневался, что мой итальянский инструмент стоило покупать. Около 50 лет на нем никто не играл. И только через год он начал звучать. Музыканты моего оркестра - это герои, 100% качества они гарантировать не могут, но они стараются и они точно герои" - с гордостью добавил он.
В нашем оркестре собраны уникальные инструменты. 9 Страдивари, 3 альта Амати, Роджери, Гварнери, Виолончели школа Страдивари Кремона и контрабас школы Гварнери.

Маэстро поведал историю трофейной виолончели Страдивари, которую преподнесли Наполеону. Ему сказали, что для игры надо зажать её между ног, в результате чего на деке образовалась дырка от шпоры императорского сапога. Что увеличило её стоимость. А потом случилось так, что на ней играл Ростропович, и она стала еще на 2 млн долларов дороже.

Мой инструмент, открыл нам маэстро, оказался братом инструмента Моцарта, что выяснилось в Зальцбурге. Есть кинофильм, где мы с Олегом Коганом играем в Зальцбурге. Впервые за 200 лет открывают этот инструмент. Приехал мой друг Анатолий Кочергин, вызванный, чтобы привести в порядок эти инструменты. Было бы потрясающе, если бы мне дали поиграть на альте Моцарта. Я получаю альт Моцарта, Олег Коган скрипку Моцарта. Заглядываю внутрь - три года разница с моим и альтом Моцарта.

Зазвучали личные инструменты Паганини. Долго их искали. Потом выяснилось, что одна из скрипок в Москве, гитара в Парижском музее очень красивая, но мертвая. Альт Страдивари, на котором играл Паганини, обнаружился в Токио. Мы заполучили этот инструмент. И скрипка, и альт, на котором играл Паганини, звучали в концерте. Я говорил "бедный Николо!" - мучился, этот альт не очень звучит. Либо на нем давно не играли и началась история ухода инструмента. Многое зависит от вибрации, от рук, от веса смычка и еще от многих факторов. А может быть этот инструмент был неудачным? Японец, игравший на этом инструменте, тогда сказал: "Бедный Юрий!" Он на нем играет уже 19 лет, ибо по контракту обязан играть на нем. А дома у него есть прекрасный инструмент, на котором он не может играть в концертах. По контракту - только на Страдивари.

"Я когда-то играл памяти принцессы в Лондоне на концерте "Моцарт на Страдивари", королева устраивала, мне тогда выдали альт. Скрипачу выдали Страдивари. А скрипач Сережа Крылов сыграл на своем инструменте, на скрипке, которую ему подарил папа, сконструировал её сам. Весь коллектив обманулся, кто-то сказал - что-то сделали со скрипкой, сегодня она звучит еще ярче". Кажется, маэстро был неиссякаемым источником интересных историй!

Эти инструменты, сказал он, - это как космический аппарат по сравнению с Жигулями, это такие возможности, что эффект уникальный. По факту это звучание дает неоценимый тембр звука.

В конце пресс-конференции маэстро ответил на несколько вопросов собравшихся.

"Не было ли мысли сделать абонемент концертов на музейных инструментах?" - Нет, очень дорого. Их перевозить и охранять - большая проблема и ответственность. По причинам безопасности и другим причинам - температурный режим и пр. Такие концерты останутся большой редкостью.

"Насколько инструменты звучат адекватно, ведь они были заточены под другую музыку, музыку того времени?" - Композиторы, когда они сочиняют свои произведения, они шагают вперед. Смотрят в будущее. Моцарт был бы счастлив услышать свои произведения в составе большого симфонического оркестра. Бах тоже был бы счастлив, тогда не было этого.

Музыкальные инструменты развиваются. "Ростропович лично мне рассказывал, что рука устает и немеет от игры на скрипке до того, что у студента выпадает смычок, он не может его удержать". Он обучил своих студентов перед этим, в паузе, в кулак схватить колодку. Он говорил: "Давно пора создать новую модель смычка". Шпиль виолончели изменил свою форму благодаря Ростроповичу, у него первого появился виолончельный футляр на колесиках.

Страдивари довел скрипку до совершенства. Мы находимся в таком периоде, чтобы старинные инструменты звучали и соответствовали бренду, который надо сохранить и продолжать на них творчество. Более поздние мастера, например Гийом, сделал себе карьеру так. Он взял инструмент Страдивари и разобрал его на щепочки, после чего сделал свой инструмент из другого дерева. Его инструменты звучат ярче, глубже, но без этого итальянского шарма.
Страдивари потому и долговечный инструмент, что он довел скрипку до идеальной формы, качества, до гармонии.

Почему я так подробно описываю слова великого альтиста, Юрия Башмета - для меня этот разговор был очень интересным и многое я узнала именно из его уст.

IMG_5775

Большой концертный зал имени Чайковского рассчитан на широкую аудиторию и всем нам был преподнесен неоценимый подарок. Знакомство с шедеврами итальянского мастерства и с их неповторимыми голосами.

IMG_5799

Незабываемым был концерт, который перенес нас в другие времена под волшебную музыку камерного оркестра. В начале концерта были представлены все инструменты, каждый из которых проиграл какую-то небольшую мелодию. Альты представлял сам маэстро, извлекая из старинных инструментов глубокие волнующие звуки.

IMG_5798

Зрители долго не хотели отпускать музыкантов, награждая их бурными аплодисментами, цветами и криками "браво!"
И музыканты исполнили на бис еще одно произведение, которое тоже было встречено овациями публики.

IMG_5812

Звучание инструментов было наполнено особым шармом, особыми интонациями и каждая скрипка и альт заметно выделялись и отличались по голосу от своих уникальных собратьев. Мечта исполнилась - мы услышали и увидели на сцене целый камерный оркестр из редчайших инструментов. Благодарю сообщество moscultura и tushinetsза приглашение на этот чудесный вечер!
Tags: башмет, москультура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 4
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments