g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Плешивый Амур

IMG_6299.jpg

В рабочем поселке на берегу великой русской реки Енисей, не так далеко от большого города на букву К, жил да был целый двор. Этих деревянных домов уже нет на карте. Исчезли дровяные сараи, колонка с водой, одна на весь двор, "удобства" в пристройке с вырезанным в двери круглым окошком для света, погреб и голубятня. Эти люди, населявшие советские рабочие ульи, могли быть родителями наших недопенсионеров (в связи с возникшей неопределенностью пенсионного возраста), и дедами-бабками молодых носителей смартфонов, в цветных импортных кедах и наушниках. А тогда обычные кеды были шиком, роскошью, которую достать и осилить материально могла не каждая семья. Помню эти коричневые тряпочные кеды, в которых весь класс ходил на физкультуру, с запахом резины и тяжелыми подошвами.

Ему купили кеды. Китайские кеды на рифленой белой подошве с белыми резиновыми кружочками по бокам, на которых – кольца, стрелки, иероглифы – торговый знак фирмы «Два мяча». Он стрелой летел через весь город, прижимая покупку к груди.

Эти строчки [Откуда]из рукописи, пролежавшей 45 лет в ящике стола, ибо ни одно издательство в 1970-м не взялось напечатать "Плешивого мальчика" Евгения Попова. "Хотя НИЧЕГО ТАКОГО ОСОБЕННОГО в этой книге, разумеется, нет. Ни призывов к свержению коммунистического строя, ни «чернухи», ни «порнухи», ни «политики». Просто проза. НИ-ЧЕ-ГО, КРОМЕ ПРОЗЫ. И я совершенно не виню в этом государственных служащих, редакторов Ваньку и Маньку. Просто, граждане, ВРЕМЯ БЫЛО ТАКОЕ, и виноваты в этом не только коммунисты или Ванька с Манькой да какой-нибудь Лазарь Пафнутьич из Союза писателей, а все мы без исключения, включая автора этих строк. Именно МЫ, персонажи советской блатной песни под названием «Цыпленки тоже хочут жить», позволили сделать с нашей прекрасной страной черт знает что. И если вся эта тоталитарная мерзость когда-нибудь повторится, то в этом опять же будем виноваты только мы, которые как были дураками, так дураками и остались" - это предисловие автора к позднее изданному сборнику прозы от 7 ноября 2015 г.

collage2563.jpg

Спектакль "Плешивый Амур", поставленный Московским театром МТЮЗ, получил премию "Хрустальная Турандот" в номинациях "Лучший спектакль" и "Лучшая сценография". Перед нами на сцене возник двор дома по улице Засухина, 13. Двухэтажные деревянные дома с открывающимися окнами, голубятней на крыше и горящими ночью фонарями над крылечками подъездов. И там жили простые советские граждане.

collage2562.jpg

Жильцы дома и приходящие во двор люди, общались, проводили собрания, ждали очереди в общий туалет, умывались у колонки и тут же ели нехитрую снедь. В каждом и каждой можно было узнать среднестатистического гражданина или гражданку бывшего советского общества, не отличавшихся особыми талантами, кроме умения расслабиться после или вместо работы в компании себе подобных. Гонять голубей и заводить мотоцикл было мужским делом, а девушки ждали прекрасного принца, чтобы выйти замуж и зажить с ним по-человечески. Читай: готовить, обстирывать, стоять в очередях и ежедневно видеть своего прынца, нетрезвого и шатающегося. А еще рожать детей, отправлять их в школу, а потом в армию, и все это целую жизнь, пока есть силы работать.

И никто не знал, что по небу полуночи летел голый плешивый мальчик. Он был пьян. Он качался в воздухе и терял золотые стрелы. Они падали на землю косые и вертикальные, как дождь.


collage2561.jpg

«Плешивый Амур» — это комедия про любовь. Комедия в том смысле, в котором Чехов считал «Чайку» и «Вишневый сад» комедиями. Все смешно, глупо, печально, только тут все немного по-советски кондово. Но парадоксально, но внезапно и остро. Было множество моментов, когда зал вдруг начинал смеяться. Например, не вовремя поднятая рука швеи с иголкой, во время голосования "против" генеральной линии. Когда вдруг кто-то появлялся из глубины двора, казалось, что там целый квартал таких же барачных строений и существуют магазины, ЗАГС, почта, школа и все, что положено маленькому поселку. Сами герои в программке сопровождались краткими ироническими характеристиками, помогающими лучше понять их. Однако такое ощущение, что это самоирония, что все мы вышли из этих коммунальных трущоб, и в нас еще осталась частица этих несуществующих людей.

IMG_7079.jpg

Я бы еще учредила премию за самую содержательную, и при этом недорогую (всего 50р), программку к спектаклю. Там и детальный эскиз двора с "удобствами" и голубятней, и подробное описание всех персонажей с их характерами, и даже расшифровка сленга из спектакля. Согласитесь, не все знают польский народный язык и специфические, "блатные" выражения рабочего класса. Вооружившись такой шпаргалкой, погружаешься в атмосферу спектакля легко и непринужденно.

collage2560.jpg

Однако невеста в свадебном платье и жених в костюме, и почему-то в меховой шапке (наверное, подарили) так и не насладились счастьем брачной жизни.

IMG_6294.md.jpg

А всё "плешивый Амур", пролетающий по нетрезвому делу над нашим двориком. Возьми и метни свою стрелу не в того "прынца", отсюда и все вытекающие в Енисей последствия, включая малолетних детишек беглого от семьи папеньки. В общем, люди как люди, со своими тараканами в голове и не только. Это надо видеть своими глазами, достаточно сложно описать круговорот людей во дворе 70-х, кружащихся как заезженная пластинка на патефоне, и рождающих звуки, стоны, крики и даже выстрелы (а как же!).

IMG_6292.md.jpg

Неожиданные повороты сюжета и превращения, как например, дворового дурачка в милиционера, не дают соскучиться. Кажется - всё, больше уже ничего не случится. Венец - делу конец, ан нет, он только завершает абзац. А дальше будет новый виток удивительной, но обычной по тем временам, жизни обитателей двора дома по улице Засухина, 13.

IMG_7082.md.jpg

Очень понравился пенсионер-активист Николай Николаевич Фетисов, сыгранный Игорем Ясуловичем. Такими они и были, непоколебимо ощущающими свою необходимость и ответственность за других. Веселый и бесшабашный Стасик (Максим Виноградов), потешающийся над всеми, включая собственных мать и сестру. Тетя Липа (Марина Зубанова), мать Стасика и Лизы - очень простая и отходчивая женщина, умеющая радоваться и пропускать мимо ушей обидные реплики сына-оболтуса. Девушки Ольга и Тамара, не блещущие умом и сообразительностью, но твердо знающие, что им надо замуж. Лиза (Мария Луговая), вдруг так преобразившаяся в белом свадебном платье и круто изменившая свою судьбу прямо в день свадьбы. Все роли были яркими и характерными. Брошенная мать с двумя детишками, явившаяся за мужем, судьба которой была типичной по тем временам историей. Эти дворы должны были расселить и сломать, рядом уже строились новые дома. Типичная картина смены старого уклада на современный образ жизни со всеми удобствами.

Нашла в интернете видео со сценками из новостей культуры и интервью авторов и актеров за 2016 год.



За приглашение в театр моя благодарность самому культурному сообществу и Анне atlanta_s.

Кто помнит 60-е и 70-е - рекомендую освежить и сравнить впечатления, кто помоложе - узнать, как и чем жили ваши бабушки и дедушки в советских коммуналках при отсутствии многих благ цивилизации, без которых сейчас жизнь не представляется возможной.

Ссылки на соцсети театра МТЮЗ: Фейсбук, ВКонтакте и Инстаграме.

Tags: #идувтеатр, #театрмтюз, МТЮЗ, москультура, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 8
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments