g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Чайка в портфеле, душа - на вылет.




В "Театриуме на Серпуховке" буквально несколько дней давали спектакль по пьесе А.П.Чехова "Чайка" с актерскими ассоциациями "Костя Треплев. Любовь и смерть." Нам показали постановку, не просто пересказывающую содержание всем известной пьесы, а поражающую своей внутренней правдой и чистотой.

2.



Посмотрев видеоролик, анонсирующий спектакль, решила пойти и поставить для себя все точки над "i" в персонаже, совершившем над собой непоправимое. Костя Треплев всегда был для меня немного непонятен. Вот этот ролик:




Режиссер [Вениамин Фильштинский]режиссер, театральный педагог, профессор, заведующий кафедрой актёрского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства. Как педагог он знаменит своей этюдной методологией. Его режиссура пронзительна и точна. Его спектакли идут в самых знаменитых театрах северной столицы (Малом Драматическом (МДТ Европы) и Большом Драматическом (БДТ на Фонтанке). Его ученики: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Андрей Зибров, Илья Шакунов, Джулиано ди Капуа, Анна Донченко, Надежда Толубеева и др. выводит на первый план историю жизни и любви Кости Треплева. Перед зрителями возникает живой, рефлексирующий и ранимый человек, переживающий потерю любви и творческий крах.

3.


Прекрасная пластика этого "большого ребенка", его вроде бы неуверенные, иногда даже угловатые движения, метания и поиски себя и своего места в жизни делают его каким-то родным и понятным. Тем горше, что любящая мать и любимая девушка не могут увидеть в нем не только ребенка, но и мужчину, который на их глазах вырос как человек и как писатель. Сейчас-то мы знаем, что человека надо чаще хвалить и поддерживать, чтобы он чувствовал себя уверенней и творил свободно, отдаваясь любимому делу полностью и не отвлекался на негатив. Но у Чехова герой загнан в угол, он хочет любви и уважения своих близких и любимых женщин - матери и Нины. А всё это достается другому, Тригорину - счастливому обладателю известности, славы и почета. Даже получить удовлетворение, вызвав противника на дуэль, Косте Треплеву не удаётся - никто не воспринимает его всерьёз. Когда он в мокрой одежде, в одном ботинке идёт к дому, он еще не сдаётся, а даже любуется своим образом. Ни в одной "Чайке" Треплеву не выливали на голову ведро холодной воды и этот образ заикающегося продрогшего Кости и правда был очень сильным и впечатляющим.

4.


Такое ощущение, что актеры не просто играют роли, но исследуют своих персонажей, самих себя на прочность и пластичность, делая при этом удивительные открытия. Спектакль играется по сценарию с актерскими ассоциациями, его автор – актер Андрей Кудренко (исполнитель роли Кости Треплева). Поэтому все это выстраданное и рожденное в творческих муках действие так впечатляет и надолго остается в мыслях и чувствах. Особенно легла на душу музыка, сопровождающая переживания героев. А также интерактив со зрительным залом, вовлеченным в действие. Всегда найдутся зрители, смеющиеся в неподходящий момент и этим самым разрушающие волшебство погружения.

5.


Но здесь актеры сами вышли в зал, поставили столик с блокнотом и графинчиком между рядами и дали возможность почувствовать себя как бы внутри этого мира, такими же как герои пьесы, которые смотрели постановку Треплева на берегу озера и аплодировали Нине - талантливой актрисе и на сцене, и по жизни.

6.


Нина была очень хороша, даже Аркадина (Анна Алексахина), которая ревностно относится к молодости, таланту и любви Тригорина, вдруг проявила к ней такую теплоту и участие, что это перевесило все её отрицательные качества, её равнодушие к страданиям сына, эгоизм и скупость.

7.


Как могут ужиться в одном человеке столько противоположных чувств? Образ Аркадиной, показанный нам, был неоднозначным и прекрасным, живым и тёплым. Такую Аркадину можно любить и боготворить, как любил и боготворил её не гениальный, но в чем-то все-таки талантливый сын.

8.


И еще что понравилось. Наконец-то появилась новая версия чеховской «Чайки», где не тянули на веревочке чучело чайки через потолок зала или сцену, вызывая смех юных театралов, и не швыряли бутафорскую птицу под ноги юной Нине Заречной, сразу возвращая нас в реальность её ненастоящим видом. Современный зритель обладает хорошим воображением и может представить всё что угодно. А уж убитую, окровавленную чайку - запросто. Тем более, что Нина, актриса Анна Донченко, так посмотрела в распахнутый "режиссерский" портфель Кости Треплева (Александр Кудренко), что я представила огромную, отвратительно-некрасивую чайку с перьями, залитыми кровью и полураскрытым клювом, из которого совсем недавно доносились так известные всем крики: "А! А!" Совершенно компенсировал все распахнутые души и громкие крики тихий такой Сорин (Валерий Дьяченко) с его благородным лицом и человеческими словами, человек уходящий от страстей, но вдруг оказавшийся как бы на "линии фронта". И его болезнь - что-то вроде укрытия, перед которым пасуют все громы и молнии и склоняются воюющие стороны.

9.


А вот Сорин в начале действия, с горящими глазами, подтянутый и еще не замученный всеми перипетиями пьесы. Согласитесь, что в наши дни мужчина за 60 - это ого-го! А в пьесе Сорину было именно столько лет.

10.


В принципе множество людей на сцене совершенно не обязательно. пересмотрев несколько "Чаек" в разных спектаклях, понимаешь, что по большому счету мы пришли в театр сегодня разобраться с Костей Треплевым, а все эти Тригорины, Дорны, Медведенко и Шамраевы - вот они, в зрительном зале, за кулисами. Мы и так о них знаем всё, что хотел сказать Антон Павлович Чехов. А теперь, благодаря исследованиям "Такого Театра" узнали чуть больше об этом большом ребенке - Косте Треплеве, что с ним делать еще молодой матери при красавце - друге, юной актрисе тоже предпочтительней маститый писатель, чем начинающий. Судьба его в постановке была подобно яркой комете, сгоревшей в собственных страстях. Очень яркая работа актера Александра Кудренко. Но больше всех понравилась Аркадина (нар.арт. РФ Анна Алексахина, премия «Золотой Софит» за лучшее исполнение роли), прекрасное чувство юмора - тут уж любители посмеяться в зале оторвались по полной, красивый и теплый образ матери и актрисы, но в первую очередь все-таки актрисы, а потом матери.

11.


Просто любовалась Ниной Заречной (Анна Донченко), игравшей в пьесах и Треплева, и Чехова неподражаемо страстно и сильно, не боясь показаться некрасивой, взлохмаченной и вывернутой буквально наизнанку своими чувствами.

12.


В тумане, на лавочке, под звук проходящего поезда, она даже чем-то напомнила мне Анну Каренину, вот такая появилась ассоциация.

13.


Это была третья "Чайка" за последнее время и очень хватающая за душу. Зал в Театриуме на Серпуховке устроен так, что видно отовсюду, ряды идут с повышением уровня. Передо мной сидел человек, активно переживающий происходящее на сцене и все время записывающий что-то в общую тетрадь. По окончании спектакля, под гром аплодисментов, когда актеры вышли на поклоны, он вдруг появился в центре внимания и оказалось, что это сам режиссер Вениамин Фильштинский. А его записи, видимо, относились к постановке, то есть работа над спектаклем, и так уже успешно идущим во многих театрах, продолжается и каждое представление - это улучшенное предыдущее. Кто не смотрел "Чайку" Чехова и кто уже видел другие постановки - рекомендую оценить эту работу, как квинтэссенцию души Кости Треплева, вылетевшей подобно дикой чайке в один трагический вечер, когда ветер воет в трубах и любимая девушка уходит с сожалением о прошедшей влюбленности "Хорошо было прежде, Костя! Помните? Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь, какие чувства,— чувства, похожие на нежные, изящные цветы... Помните?"
Но последняя реплика этого взрослого ребенка все-таки о матери: "...Нехорошо, если кто-то встретит её в саду и потом скажет маме. Это может огорчить маму..."


14.


Спасибо самому культурному (и бескорыстному) сообществу и самому загадочному блогеру России Михаилу tushinetc за приглашение на встречу с прекрасным.

Вопрос к френдам, дочитавшим пост до конца: кто читал "Чайку", а кто смотрел и сколько постановок?
Tags: #идувтеатр, #такойтеатр, Театриум на Серпуховке, Чайка, Чехов, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 8
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments