g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Отчеканил мастер Родион Хрусталёв



В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенном на территории Спасо-Андроникова монастыря, открылась уникальная выставка подписной меднолитой пластики из музейных и частных собраний, "Отчеканил мастер Родион Хрусталёв".

Долгое время имя мастера скрывалось за буквами монограмм «М.Р.С.Х.», «Р.Х.Р.С.», «Ч.Р.С.Х.», «»М.Р.Х», «Р.С.Х.», «Р.С.», «Р.Х.». Никто не знал имени автора произведений, экспонируемых в данное время на выставке. Об открытии имени мастера рассказала куратор выставки, Елена Яковлевна Зотова.

2.


Более двадцати лет назад, на семинар по медному литью сотрудниками Вологодской картинной галереи были представлены фотографии "Успения Богородицы" с подписью "Отчеканено мастером Родионом Хрусталёвым". Это событие и было открытием имени автора многочисленных икон, крестов и складней. Родион Семенович Хрусталёв - известный мастер-чеканщик, старообрядец, работавший в одном из «медных заведений» Лефортовской части г. Москвы во второй половине XIX – начале XX в.

3.


Имя этого талантливого мастера было установлено только в начале 1990-х гг. При анализе широкого круга меднолитой пластики московского производства удалось выявить несколько отливок с именем и фамилией мастера, отлитыми на предметах полностью или фрагментарно. Среди этих редких произведений – иконы «Троица Ветхозаветная», «Успение Богородицы» и четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники» 1883 г.

4.


Небольшая камерная выставка впервые открывает перед посетителями ряд подписных и датированных произведений известного мастера из фондов Музея имени Андрея Рублева, Серпуховского историко-художественного музея и московских частных коллекций.

5.


Каждый экспонат, представленный на выставке, является молитвенным образом, не церковным предметом, а вещью личного, духовного назначения. Такой личный характер делает их еще более ценными. Складни зачастую являлись походными иконостасами, которые православные путники брали в поездки и молились в дороге.

6.


До сих пор не утихают споры, которые, безусловно, способствуют популяризации мастера в среде коллекционеров, подогревая и без того большой интерес к работам Родиона Семеновича Хрусталева. Споры эти касаются не до конца выясненных исторических фактов, согласно которым, Хрусталев мог быть не только мастером-чеканщиком, то есть изготовителем матриц икон, с помощью которых потом выплавляли продукцию, но и литейщиком, владельцем собственной медницы.

7.


Приводятся различные доказательства в пользу той, или иной версии, но факт остается фактом: маркированная приведенными выше, буквами и цифрами, группа икон и крестов имеет свои ярко выраженные особенности, прежде всего, это качество каждого предмета: прекрасно проработанный рельеф, четкость исполнения каждой мелкой детали и каждого фрагмента, прекрасное качество нанесения цветных эмалей, соблюдение геометрических пропорций.

8.


На открытии выставки, впервые посвященной старообрядческой культуре, присутствовали сотрудники музея, коллекционеры, предоставившие работы мастера для выставки, а также духовные лица и ученики духовного училища, продемонстрировавшие духовное хоровое пение.

9.



Присутствующие были рады открытию выставки именно в Международный день исторического и культурного наследия, который ежегодно отмечается 18 апреля.

10.



Несколько приветственных слов сказал Архимандрит Сергий, наместник Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, приехавший на открытие выставки. Он рассказал об открывшейся в Ново-Валаамском монастыре выставке старинных икон и изделий медного литья, среди которых есть шедевры иконописного и меднолитого искусства, а также поблагодарил всех, кто приложил свой труд к возможности продемонстрировать прекрасные подписные работы мастера Родиона Хрусталёва. Поблагодарил руководство и сотрудников музея за кропотливый многолетний труд, итогом которого стала эта выставка, и пожелал, чтобы как можно больше людей ознакомились с экспонатами работы мастера Родиона Хрусталёва.

11.


Выступили сотрудники музея с поздравлениями и теплыми словами в адрес своей коллеги. Елена Яковлевна Зотова, куратор выставки, лично проделала огромную исследовательскую работу по изучению памятников медного литья.

12.


Она соединила воедино сведения в имеющихся документальных источниках, выявила место расположения мастерской, в которой работал Родион Хрусталёв, выявила владельцев этой мастерской. Её личный интерес и энтузиазм вдохновил и помог открыть эту выставку, очень интересную своим разнообразием и красотой исполнения предметов.

13.


Множество иконографических вариантов, ярких эмалей и искусно выполненных образов явилось итогом многолетней исследовательской и хранительской работы. На призыв создать выставку откликнулись не только руководство и сотрудники музея, но и коллекционеры Москвы, реставраторы и художники. В небольшом помещении, где располагается выставка медного литья, экспонируется множество уникальных предметов, которые имеют подпись Родиона Семеновича Хрусталёва.

14.


[Информация]
15-16.


Было очень приятно побывать в стенах музея и посмотреть уникальные изделия мастера Родиона Хрусталёва, имя которого вновь зазвучало и приобрело известность среди современных любителей медного литья. Подписывайтесь на сообщество moscultura и будете в курсе всех самых интересных событий нашего города. За приглашение на выставку большое спасибо Михаилу tushinetc.

17.


Tags: #идувмузей, #москультура, #музейандреярублева, Андроников монастырь, Москультура, Музей Андрея Рублева, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 8
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments