g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Фотограф и классик. Карл Булла и Лев Толстой.



Побывала в Государственном музее Л.Н.Толстого на выставке “Карл Булла: взгляд на мир Толстого”. На открытии выставки Генеральный директор музея Льва Николаевича Толстого Сергей Александрович Архангелов напомнил присутствующим, о чем говорится в одном из произведений великого писателя.

2.


В рассказе Толстого "Чем люди живы?" Бог послал ангела на Землю узнать, что есть в людях и чего не дано людям, и чем люди живы. Что же узнал ангел? Он узнал, что есть в людях любовь. Что им не дано знать свой смертный час, и что жив всякий человек не заботой о себе, а любовью.


3.

Потолок в Ампирном зале расписан в технике Гризайль

Представляется себе, что этот рассказ - притча очень отражает сегодняшний день, его трагедию, и в связи с этим, вместе со всей страной отмечая этот скорбный день, попросил присутствующих почтить памятью всех, навечно ушедших, но нами не забытых. Все в зале встали и наступила минута молчания.

4.


Государственный музей Л.Н.Толстого и Исторический фонд фотографии имени Карла Буллы представил выставку "Карл Булла. Взгляд на мир Л.Н.Толстого". Карл Булла показал мир, в котором жил Толстой. Он навсегда запечатлел в своих работах жизнь великого писателя и окружающую его действительность. С 1909 года, когда была еще только первая выставка, фотографии этого уникального фотографа украшали экспозицию музея. В 1939 году по решению советского правительства великолепная коллекция, которая хранилась в доме Толстого в Ясной Поляне, была передана музею.

Карл Булла фотографировал разных людей. Это был человек, который остановил время. Он фотографировал императорскую семью, больницу Боткина, куда привозили бездомных. Он оказывался на месте крушения поезда. Это человек, который успевал везде. Но в его жизни произошло одно событие, в 1908 году ему наконец-то разрешили приехать в Ясную Поляну. С 1903 года он пытался приехать, чтобы сфотографировать жизнь Толстого, его семью, его усадьбу, но никак не получалось. И только когда к Софье Андреевне обратились представители из Москвы и Петербурга по культуре, было получено разрешение приехать на два дня. И за эти два дня с сыном Виктором он сделал потрясающий бессмертный фоторепортаж из Ясной Поляны, который представлен на этой выставке.

Из Исторического фонда фотографии имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге впервые привезены на выставку замечательные экспонаты. Валентин Евгеньевич Эльбек, генеральный директор Фонда, реконструировал фото-ателье Карла Буллы на свои средства, воссоздал его стеклянный купол. И в помещении обновлённого ателье начал работать Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, а также музей. Были собраны сведения о династии Буллы, о его жизни и семье. Два зала музея Толстого отданы под выставку о жизни и творчестве Карла Буллы. Портреты деятелей культуры - Репина, Рериха, Комиссаржевской, Шаляпина имеют большое историческое значение.

5.

Валентин Евгеньевич Эльбек, генеральный директор Фонда

Фонд исторической фотографии сугубо частный и формирование коллекции коренным образом отличается от музейного хранения. Особенности коллекционирования фотографий заключается в следующем. Фотография делается и передаётся заказчику в руки, и вот именно ту, художественную, часть фотографического материала удается приобрести, получить и сохранить коллекционеру. Потому что всегда говорится о том количестве фотографических изображений, которые официально переданы в государственные архивы. Для Буллы количество изображений, переданных в государственные архивы, составляет более 238000 фотографических пластин. И количество фотографических изображений, ушедших в частные руки, огромно. Фонд, начиная с тяжелейших 90-х годов, по крупицам собирает эти материалы и старается донести до людей, интересующихся этим видом искусства. Частная коллекция ценна тем, что она несет подлинный заказ художнику. Как правило все фотографии на паспарту, что позволяет подтвердить подлинность материала. В творчестве Буллы были и фотографические изображения на альбумине - тонкой фотографической бумаге. Династия Буллы была подвержена репрессиям в России. Целый пласт времени семья Буллы, сделавшая для страны такое большое дело, была предана забвению. Фотографии, которые публиковались в больших государственных изданиях, не подписывались ни Виктором, ни Александром, ни Карлом Буллой.

6.


Впервые на Невском - 54, фотография была открыта в 1858 году. С этого времени эта фотография ни на один день не прерывала своей работы. И в годы Первой мировой войны, в годы Революции, в годы блокады, все 900 дней блокады фотография работала и работает до сегодняшнего дня. Правда в несколько другом амплуа - сейчас это уже настоящая фото-галерея с музейным пространством, с наличием артефактов, которые подтверждают то, что делали эти замечательные люди.

7.


Начинать работу было трудно, так как никто не знал, как обозначить, заявить о том, что эти великие люди много сделали для России. По крупицам, с помощью огромного количества энтузиастов удалось сделать очень много. Итогом этой работы явились два тома, содержащие около 80 копий исторических документов, подтверждающих огромное значение династии Булла в истории России.

8.


В издании томов принимали участие немногочисленные сотрудники Фонда. Во время изучения истории династии Буллы было выявлено много противоречий, путались годы рождения, выяснялись подлинные причины отъезда Карла Буллы в Эстонию, подробности ареста, ссылки Виктора Буллы в Сибирь и его расстрела. Правда о династии Карла Буллы содержится в этих двух томах, которые Валентин Евгеньевич Эльбек передав в дар музею Л.Н.Толстого.

9.


Павел Петрович Родзянко, приехавший на открытие выставки из Америки, любезно предоставил для экспозиции часть своей "Толстовской" коллекции, включающей открытки, книги и альбомы. Уникальная книга с автографом доктора Л.Н.Толстого, Дмитрия Васильевича Никитина, будет интересна всем посетителям выставки. Он рассказал, как собирал открытки с изображениями Л.Н Толстого и разные исторические материалы в Америке. Открытки - это были мультимедиа того времени, фейсбук тех дней. Люди посылали сообщения друг другу не смс-ками, а по почте. Пол Родзянко является вице-председателем Фонда русской кооперации и два года назад проводил конференцию по теме жизни и творчества Л.Н.Толстого.

10.


Марина Григорьевна Логинова, хранитель отдела фотографий, рассказала о фото-репортаже Карла Буллы из Ясной Поляны. В 1904 году Софья Андреевна побывала в фото-ателье Карла Буллы и сделала два фото-портрета, один из которых показан на выставке. По воспоминаниям современников, знавших Буллу, он был легок в общении, быстро входил в контакт с портретируемыми и во время съемки занимал их разговорами.

11.


Портеты получались живыми, непринужденными. Софья Андреевна была довольна портретами и дала разрешение фотографам приехать в Ясную Поляну для съемки. 7 и 8 июля, два дня работали фотографы и сделали около 100 снимков, 89 из которых были подарены в Ясную Поляну. На выставке показано 57 из этих фотографий, и тем не менее это самая полная, самая объемная Ясно-Полянская фото-коллекция Карла Буллы. 7 июля фотографы приехали в усадьбу рано утром, на двух подводах, на которых везли два фотоаппарата и фотографические принадлежности. Пластины в кассетах, которые они сами изготовили на собственном производстве. Самое большое количество фотографий было сделано в первый день. Это фото-репортаж, хроника одного дня жизни Льва Николаевича Толстого.

Толстой выходит к крестьянам, которые его ждут у дома, после утренней работы, беседует с ними. Решает какие-то насущные проблемы. Толстой за завтраком. Толстой спускается с лестницы, разговаривает с сестрой - два последовательных момента, которые позволяют увидеть как бы кадры киноленты из жизни писателя.

12.


Толстой разговаривает с дочерью. Очень яркие и четкие кадры, полные художественной завершенности. День завершается в 18 часов за большим столом, где собираются гости и вся семья. Все снимки сделаны на свежем воздухе, по тропинкам усадьбы Карла Буллу провёл сам Л.Н.Толстой. Также он позировал в писательском кабинете.

Здесь был создан самый потрясающий выразительный портрет Л.Н.Толстого. Он был сделан на фоне черного экрана, чтобы привлечь внимание к лицу, выражению глаз писателя.

13.


Фотокамера как бы заглянула в душу Толстого, запечатлела то, что тревожило и беспокоило писателя в последнее время. Он болел за простой народ, был недоволен действиями Софьи Андреевны, которая отдавала крестьян под суд, например, за большее количество срубленных деревьев. Он страдал от безумия мира, как писал в своём тайном дневнике. Попиралось чувство братства, любви, мира, преследовались несогласные с действиями правительства, происходили казни. Толстой предлагал вспомнить царям, что они в первую очередь люди. От этих страданий и физическое здоровье Толстого становилось все хуже. Что и отразилось на этой фотографии.

Второй день съемок был не таким плодотворным. Был создан портрет Толстого за игрой в шахматы, где писатель весь предался игре, борьбе двух интеллектов и не позировал фотографу. Были сделаны сцены из крестьянской жизни, дом Толстого, живописную террасу, увитую виноградом и въезд в усадьбу. Были сделаны пейзажные фотографии, сняты крестьянские дворики, возвращающиеся с работы крестьянки и другие. 8 июля фотографы уехали и увезли с собой пластины с фотографиями, которые были потом опубликованы и разошлись по всему миру. В основе фотографий в 19 веке лежало серебро, превзойти способность серебра создавать массу оттенков сложно, как бы ни шагнул прогресс. Композиционные решения мастеров Карла и Виктора Буллы, распределение планов, постановка света прекрасны. Даже на групповые фотографии смотришь с интересом, выражена фактура и пластика тел. Эти фотографии хочется рассматривать в подробностях и сейчас, 110 лет спустя, настолько они четкие.

14.

Любовь Федоровна Подсвирова

На выставке присутствуют печатные издания из собрания музея Толстого, Исторического фонда, а также редакцией журнала "Огонек" из своего архива были предоставлены снимки Карла, Виктора и Юрия Буллы, которые публиковались в новостях на злобу дня. Это забастовки, театральные события, события в царском дворце, вехи развития авиации и другие.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень...


Юрий Ильич Светов, член правления Фонда и журналист, приехавший из Санкт-Петербурга, начал свою речь со строк А.С.Пушкина. Они подходят к двум героям сегодняшней выставки. Лев Толстой и Карл Булла были очень разными людьми: русский и немец, православный и католик, столбовой дворянин, граф и купеческий сын, трибун и (как себя он называл) скромный ремесленник, писатель и фотограф. Инициатором поездки Карла Буллы был Владимир Васильевич Стасов. Идея была грандиозная - снимать кино, снимать фото, записывать на фонограф и пригласить Чехова, Репина, скульптора Гинзбурга, чтобы лепить Льва Толстого. Но все не складывалось, только через пять лет переговоров Карл и Виктор Булла смогли приехать в Ясную Поляну и запечатлеть жизнь Толстого.

15.

Юрий Ильич Светов

Два подлинных фотоаппарата Карла Буллы, стационарный и переносной, которыми он пользовался во время работы.

16.


Карл Булла в окружении своей фотоаппаратуры, конец 1890-х, г. Санкт-Петербург.

17.


Еще фотографические принадлежности тех времен

18


В самом начале нам рассказали об интерактивных программах музея. Помимо всем знакомых аудиогидов, есть еще одно удивительное для меня новшество - измененная реальность на копиях фотографий Карла Буллы.

19.


Как это работает на практике. Создано приложение "Артефакт", в котором есть одна интересная функция. Вот, к примеру, фотографии Карла Буллы. Лев Толстой едет на лошади в имении Ясная Поляна.

20ю


Наводим камеру смартфона на изображение и включаем значок "Измененная реальность", получается [посмотреть]цветная фото-картина.



Художница, Ольга Ширнина, очень серьезно отнеслась к подбору цвета для фотографий. Она изучила множество документов и выяснила мельчайшие подробности для работы над каждым снимком.


Булла К.К., Лев Толстой с близкими в парке Ясной Поляны, 1908 год. Колоризация: Ольга Ширнина.

Были учтены мельчайшие детали, такие, например, как цвет глаз Софьи Андреевны Толстой.



На тех фотографиях, где возможны такие волшебные превращения, имеется специальный значок "AR".



Музыкальный вечер у В.В.Стасова, поёт Ф.И.Шаляпин. Среди гостей присутствуют композиторы А.Глазунов, Цезарь Кюи, Н.Римский-Корсаков, актриса М.Савина. Воспроизведение фотографии из Фонда имени Карла Буллы.

[в цвете]

Фотографии под объективом камеры оживают. Нанесение цветов выполнено предельно деликатно и соответственно описанию и историческим материалам. Таким же способом выполнена колоризация портрета Л.Н.Толстого на заглавном фото. В залах, посвященных выставке, представлены фотографии известных деятелей культуры и искусства. Фотопортрет знаменитой балерины Матильды Кшесинской.



Фотопортрет и приём гостей в загородном доме известного скрипача К.А.Гаврилова. 1910-е, Санкт-Петербург



В зале, посвященном жизни самого фотографа Карла Буллы и его семьи, представлены фотографии разных поколений. Юрий Викторович Булла, внук, начало 1930-х, Ленинград.



Карл Булла вошел в нашу историю как «отец российского фоторепортажа». Портретист и мастер документальной фотографии. Хоть и родился будущий фотограф в немецкой семье, в прусском местечке Леобшютц, однако работал почти исключительно в Петербурге. В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза. С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». А позже, уже приобретя всероссийскую известность, он стал фотографировать для журнала «Огонёк». Тогда же Карл Булла приобретает помещение на Невском проспекте, 54, где работает его фотоателье. Сейчас там располагается Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, во многом благодаря которому стала возможной эта замечательная выставка.



Музей мне очень понравился великолепно поданной экспозицией и своими уютными залами. Для любителей старинной мебели есть на что полюбоваться. Например, вот этот шкаф во всю стену одного из залов выставки, наполненный книгами, фотографиями и материалами по тематике музея.



Хочется вернуться еще не раз и посмотреть основную экспозицию, до которой в тот день руки не дошли. До самого закрытия рассматривала исторические фотографии и экспонаты выставки, пока смотрители не стали напоминать, что рабочий день уже окончен.



За прекрасную выставку хочу поблагодарить всех причастных к её созданию, информацию о подобных мероприятиях можно увидеть на сайте музея, а также в сообществе . Большое спасибо tushinetc, очень было интересно и познавательно!

Видео о некоторых подробностях биографии Карла Буллы и появлении фотожаб:


Tags: #идувмузей, #москультура, музеи, музей Толстого
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Разные разности

    Привет, в этом журнале тебе рады! Здесь было посетителей Получите вашу собственную карту путешествий по России по адресу…

  • Юсуповский дворец

    Юсуповский дворец на реке Мойке был построен в XXVIII веке по проекту французского архитектора Жана-Батиста Деламота для графа А.П.Шувалова.…

  • Анютины глазки

    Анютины глазки в прошлые времена считались магическим цветком, с помощью которого можно приворожить любимого. Для этого рекомендовалось сделать…

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 8
Buy for 50 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments