g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Нехорошая компания на Юго-Западе Москвы



Увидеть спектакль "Мастер и Маргарита" в Театре на Юго-Западе хотелось давно, еще со времени посещения выставки "Юго-Запад - планета Беляковича". И вот мечты сбываются - приглашение от самого культурного сообщества блогеров - moscultura порадовало, как лучик солнца в дождливый день.


Фото с сайта театра.


«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга… М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».


Мастер (Е.Бакалов) и Маргарита (К.Дымонт), их великое чувство - главная нить, лейтмотив всего романа. Эти образы постепенно, в течение всего действия, становились все более объемными и понятными. Начиная от первой встречи и заканчивая их воссоединением в мире покоя и вечности.

История о большой любви, которая способна преодолеть любые преграды и даже саму смерть. Рядом с сильными личностями всегда вращается целая вереница спутников, как вокруг большой планеты. Они не задумываются, живут своими страстями и потребностями, лгут, предают, помогают несчастным и наживаются на других. Они хотят красиво одеваться, вкусно есть, к примеру, осетрину не второй, а единственной - первой свежести, танцевать, любить или делать то, что они называют любовью. Обычные люди, москвичи, которые совсем не изменились, разве что их немного испортил квартирный вопрос.

О том, что ты не веришь в Бога, можно говорить совершенно свободно. Однако, если по этому утверждению, нет Света, то нет и Тьмы, и остаётся одна только серость, способная писать злобные пасквили на гениальное произведение Мастера. А когда дело доходит до встречи с потусторонними силами, тут уж без иконки и свечки не обойтись. Есть, правда, опасение, что объявят помешанным и упекут в сумасшедший дом. Но там, в обители скорби, укрылся от мира Мастер и живет наедине со своим сожженным романом о Понтии Пилате. Он боится исковеркать судьбу любимой женщины, которая ищет его и готова продать душу дьяволу за встречу с любимым.


Фото с сайта театра.

И вот он тут как тут - Воланд (О.Леушин), "иностранный консультант", Сатана, который правит бал в недрах "нехорошей квартиры", раздвинувшихся в другое измерение. Самый обаятельный Воланд из всех мною виденных ранее и от этого самый мистически ужасный, с горящим взглядом, обращенным на сжимаемую в руке голову Берлиоза (К.Курочкин). Да нет, это уже чаша, наполненная кровью, которое превращается в вино и вызывает демоническую улыбку. Здесь не просто мурашки, здесь какой-то столбняк, даже дышать становится трудно. И в самом деле, кто управляет жизнью людей, их желаниями, всем миром?

"Такие повороты не для моей кобылы", сказал бы ковбой. А поэт Иван Бездомный (Д.Нагретдинов), не верящий в Бога, вдруг попадает в такую передрягу, что хоть святых выноси. Встретив на Патриарших прудах нехорошую компанию во главе с Воландом, он теряет здравый смысл и попадает в психушку.

С самого первого появления на сцене этой нехорошей компании, под гром и молнию, в клубах тумана и в лучах загадочного света, понимаешь - вот они, дьявол с помощниками, посетили наш город и играют на самых низменных чувствах москвичей.



Сеанс черной магии с последующим разоблачением тайных страстей, алчности, зависти, с разбрасыванием денежных купюр, которые потом превращаются в бумажки и с переодеванием в шикарные французские платья, которые потом просто исчезают, прошёл на "Ура!" В зрительном зале не нашлось желающих переодеться, хотя предлагали, а зря. Дамы, крадущиеся под покровом ночи в "неглиже" очень даже повеселили. Вообще, все групповые сцены поставлены с таким искрометным чувством юмора, что кажется, смешнее уже некуда.

Великолепная смешная сцена - пляж в Ялте с этими парами в купальниках 20-х годов, девушки с веслом, с зонтиком, мужчины в тюбетейках, дамы с кругами и великолепный Степа Лиходеев (М.Лакомкин) в домашнем халате на берегу Черного моря.



Замечательная сцена, погружающая в атмосферу тех времен - "У Грибоедова" с исполнением песен и танцев, где блистал М.Санников в дамском наряде. Он же играл роль Варенухи так бесподобно, особенно на сеансе черной магии в театре варьере. А в сцене, где он изображает вампира, у меня прямо пронесся холодок по спине и мурашки по коже. Особенно в синем свете было сильное ощущение мистики.

Сцена в сумасшедшем доме, с руководителем оркестра студентов в белых халатах, главврачом Стравинским - А.Ваниным, в котором совершенно невозможно было узнать только что ушедшего за кулисы Понтия Пилата. Изменился голос, о внешности я молчу, кажется изменилось лицо и даже рост. Такое перевоплощение в разных персонажей, причем главных действующих лиц, потрясло до глубины души.

Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита. - Иоганн Штраус, — закричал кот, — и пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр. Я приглашал его! И, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»


Музыкальные фамилии в произведении Булгакова носят знаковые персонажи. Отправная точка всех мистических событий романа - смерть председателя МАССОЛИТа. Берлиоз (К.Курочкин), наказанный за свою идеологию и атеизм, наводит мысль на произведения Гектора Берлиоза: "Фантастическая симфония" с любовной историей и сатанинскими плясками, а также "Осуждение доктора Фауста" с мыслью о том, что за все наступает расплата.

Стравинский (А.Ванин), психиатр, лечащий поэта Ивана Бездомного, а также группу чиновников от хорового пения, навязанного им Коровьевым (А.Шатохин). Творчество композитора И.Ф.Стравинского перекликается с подтекстом романа Булгакова. Мистико-религиозное начало — движу­щая пружина борьбы героев, их страстей, эмоций и чувств. И компози­тор, и писатель близки художественно-метафизическим осмыслением сущности человека как личности и общества в целом.

Коровьев(А.Шатохин) - Фа-гот на самом деле неловко пошутивший рыцарь, который оплачивает счет за не совсем удачный каламбур о свете и тьме. Образ Коровьева, подобно звуковому диапазону фагота (от грубого хрипа до бледной гнусавости), трагикомичен.

Финдиректор Римский (С.Бородинов) наводит на мысль о композиторе Римском-Корсакове и его оперно-симфонической интерпретацией сказок(«Садко», «Сне­гурочка», «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Золо­той петушок», «Шехеразада). В сказках всегда присутствует мисти­ка, тайна, борьба добра и зла. «Золо­той петушок», высмеивающий царский режим и бюрократизм чиновников, был запрещен цензурой, как и произведение Булгакова "Мастер и Маргарита", в котором тоже высмеивались взяточничество и другие пороки чиновников.

В романе упоминается множество музыкальных произведений от народных песен, до маршей, от веселых до похоронных, есть упоминание классики, например, во время погони Ивана Бездомного за свитой Воланда, изо всех окон "вырывался хри­плый рев полонеза из оперы „Евгений Онегин"».

Музыка в спектакле шла неразрывно в ногу с действием, дополняла и даже предваряла события на сцене. Живое исполнение песни под минусовку во время сцены у "Грибоедова" подкупило и создало полное ощущение танцев в ресторане с солисткой у микрофона.


Фото с сайта театра.

А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом: - Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш! Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не гря­нул, и далее не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по ра­звязности своей марш. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита


Декорации в виде гремящих железных листов совершенно идеально создавали различные пространства. И грозовое небо, откуда появляются и куда улетают персонажи из свиты Воланда, и колонны дворца прокуратора Рима, и стены и зеркала ресторана "У Грибоедова", и пляжные кабинки на курорте, и двери в ад, откуда выходят приглашенные на бал Сатаны убийцы и висельники. Умело подсвеченные прожекторами разных цветов, они создают ощущение как больничных стен Дома скорби, так и арены театра варьете.

Читать роман "Мастер и Маргарита" я начала еще в юности. И все время возвращаюсь к этому произведению в разных формах. Это очень важно для меня - сначала прочитать книгу, а потом уже увидеть экранизацию или постановку. С теми книгами, где получилось наоборот, создаётся некоторый шаблон героя. Уже представляешь конкретное лицо, фигуру, голос. Так у меня получилось с "Собачьим сердцем", сначала посмотрела фильм, и с тех пор профессор Преображенский - это всегда Евгений Евстигнеев, Шариков - Владимир Толоконников.

После просмотра спектакля в Театре на Юго-Западе для меня открылся Азазелло в исполнении Михаила Беляковича, очень сильно сыгран и останется в памяти именно таким.


Фото с сайта театра.


Коровьев (Александр Шатохин) совершенно затмил всех остальных коровьевых, включая абдуловского из кинофильма.


Фото с сайта театра.


Гениальное произведение Булгакова даёт возможность посмотреть на одни и те же события с разных точек зрения. Актерам же даётся карт-бланш показать своего героя по замыслу режиссера и автора, но с учетом своей индивидуальности. Иешуа Га-Ноцри в исполнении Александра Задохина - это прежде всего человек мыслящий, но не ищующий пользы лично для себя, а думающий о всеобщем благе и безоговорочно прощающий своих палачей и предателей. В этой роли он прекрасен.


Фото с сайта театра.


Спектакль идет в Театре на Юго-Западе уже более 20-ти лет. Меняются актёры, меняется зритель, но в каждом времени его актуальность проявляется все больше. Перед началом спектакля стояла очередь в кассу за билетами. В первой постановке спектакль шёл 6 часов, но потом был сокращён до 3 часов 25 минут, включая антракт. Возвращаясь домой, под впечатлением от увиденного, прокручивала в памяти сцены и персонажей "Мастера и Маргариты" и выделить кого-то особенно у меня не получается. Все абсолютно были великолепны. О каждом можно написать отдельный рассказ.



Большое спасибо всем причастным к созданию этого действа, что прекрасные строки Булгакова обрели жизнь в виде гениальной постановки Валерия Беляковича. Актерам - моя благодарность за создание наполненных чувствами образов героев книги. Посмотрев видео, можно узнать, откуда режиссеру Валерию Беляковичу пришла идея такой оригинальной сценографии и многое другое о создании спектакля.


Видео о спектакле с интервью актеров, играющих главные роли.

Странички Театра на Юго-Западе в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, канал на YouTube.

Подписывайтесь на самое культурное сообщество Москвы moscultura и будете в курсе всех самых интересных мероприятий нашего города. Отдельное спасибо Анне atlanta_s за приглашение на спектакль.
Tags: #идувтеатр, #театрнаюгозападе, Театр на Юго-Западе, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Разные разности

    Привет, в этом журнале тебе рады! Здесь было посетителей Получите вашу собственную карту путешествий по России по адресу…

  • "Женитьба?"

    Хочу рассказать о своем походе в Московский Театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко на спектакль по произведению Н.В.Гоголя…

  • Утрехт - мечта велосипедиста

    Из окна микроавтобуса Утрехт предстал как младший братик Амстердама. Велосипеды стояли повсюду, кое-где даже в несколько этажей.…

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 4
Buy for 10 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments