g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

К 40-летию Театра на Юго-Западе - "Планета Беляковича"

В музее Бахрушина, в театральной галерее на Малой Ордынке, представлена замечательная по своей ёмкости и выразительности выставка «Юго-Запад – планета Беляковича», на которую блогеров сообщества moscultura привела atlanta_s и великая любовь к Театру на Юго-Западе.



Нашими гидами по выставке были настоящие артисты театра - Олег Леушин и Карина Дымонт. В роли экскурсоводов они были впервые, но их рассказ о театре был настолько интересным, что хотелось еще и еще ходить с ними по залам, слушать и рассматривать костюмы и фотографии актеров.



На большой общей фотографии - труппа театра в 1993 году. Мы попробовали отыскать Олега и Карину, они есть на этом фото. Реальный актерский грим, которым пользовался В.Белякович, афиши того времени, а также кресло и столик.



Экспозиция размещена в четырех небольших залах музея. Начало театра - это спектакли "Мольер" и "Гамлет".



На выставке находятся подлинные костюмы, в которых играл Валерий Белякович - создатель Театра на Юго-Западе, выдающийся режиссер. В первом зале костюм, в котором много лет выходил Валерий Белякович в спектакле "Гамлет" в роли короля Клавдия. Костюмы Гамлета в исполнении Виктора Авилова и Лаэрта в исполнении Алексея Ванина. Спектакль "Гамлет" один из первых выехал за границу в 1987 году и завоевал симпатии зрителей в Эдинбурге.



Спектакль "Мольер" Валерий Белякович создал в память о своём учителе Борисе Ивановиче Равенских. Сейчас спектакля нет в репертуаре, но есть мечта воссоздать его в память о самом Валерии Беляковиче, которую лелеют его ученики и коллеги по театру.



Актеры рассказали нам о своей судьбе, как они попали в Театр на Юго-Западе и работают в нем до сих пор. Театр тогда был совсем не таким, как в настоящее время. Сцена была значительно меньше и на ней умудрялись вместить огромное количество страстей, расширив помещение в воображении зрителей до улиц Парижа или великолепия Пале-Рояль. Театр собирали по кусочкам, строили стены, клали кирпичи, замешивали цементный раствор.


Макеты сцены театра до и после реконструкции.

В спектакле "Носороги" использовались вот эти морды носорогов, здесь представлены три из четырёх.



Раньше не было таких возможностей для спецэффектов и других превращений актеров на сцене, как сейчас. Но на сцене творились настоящие чудеса, декорации и реквизит буквально оживали, благодаря находчивости и смекалке.



В спектакле "Король умирает" костюмы сделан из каких-то труб и весьма тяжелые, а актеры в них играли свои роли!



При помощи натянутых лесок, игры света и других простых приемов передвигались по сцене предметы, вызывая нужный эффект у зрителя. В настоящее время во всем мире это делает дорогостоящее оборудование, а тогда все гениальное было просто и доступно.



Костюмы шились вручную, материал для них доставали самыми немыслимыми способами. Актерам ткани раздавали по домам для стирки, шитья и были использованы даже списанные уличные заграждения. Например, для спектакля "Ромео и Джульетта"(1992г.) был использован материал, служивший буквально половиком в Московском художественном театре и подаренный Т.В.Дорониной. На фото можно увидеть костюмы из этих "половиков", получивших вторую жизнь.



Это была совместная постановка с японским театром, там некоторые роли играли японские актеры и проект был рассчитан на много лет и поездки за границу.



Валерий Белякович был всегда на пол-шага впереди в театральной жизни, он первым ставил спектакли, которые потом начинали идти в других театрах, ибо были востребованы зрителем. Маски, которые использовались в спектаклях, эффект "смазанности лица" при помощи обыкновенного чулка, надетого на голову - это были выдумки Валерия Беляковича, которые потом перенимались другими коллективами. Белякович рисовал эскизы костюмов, сам мастерил головные уборы и сам доводил до ума свои задумки.



Была еще идея, когда песня преподносилась зрителю как история, при помощи монтажа и игры света она превращалась в театральное действо.



Это было воплощено с песнями в исполнении Аллы Пугачевой.



Спектакль "Мастер и Маргарита" был поставлен в 1993 году. Спектакль начинался в 19ч и заканчивался в 0ч30м - шесть с половиной часов! Ни одна редакция постановки не была такой удачной, как у В.Беляковича. Она включает в себя и по последовательности сюжета, и по атмосфере, максимально то, что было написано Булгаковым.



Нам было рассказано множество историй и подлинных происшествий из актерской жизни. Как, например, гости на балу профессора Воланда из "Мастера и Маргариты" в костюмах переходили в гриме по улице, чтобы попасть на сцену и радовали жителей окрестных домов своим сказочным видом. В театре играло множество приглашенных и штатных известных актеров, таких как Маргарита Терехова, Станислав Садальский, Римма Маркова и другие.



На следующем фото сверху американская актриса, Николь Гарно, которая из любви к театру, будучи еще студенткой Иллинойского университета, выучила русский язык, приехала в Москву и играла у Беляковича в течение длительного времени. В "Ревизоре" она играла Анну Андреевну, играла роли в "Собаках", в "Трактирщице" и еще нескольких спектаклях.



Это были иногда друзья и знакомые В.Беляковича, такие как актер Виталий Довгань - артист цирка и телевидения, наиболее известен как исполнитель роли клоуна Клёпы в детской телепередаче «АБВГДейка». В спектакле "Аккордеоны" он выходил с маленькой гармошечкой и играл, пока зрители рассаживались в зале. Это было очень трогательно. Были поставлены еще детские спектакли с его участием.



Из рассказа стало понятно, что Театр на Юго-Западе - это не просто коллектив, а без сомнений, большая семья. Труппа создавалась Валерием Беляковичем из актеров, которые были увлеченными, работоспособными и всегда были готовы заменить заболевшего коллегу или помочь в работе над спектаклем. В залах множество автографов, тетрадей с записями Валерия Беляковича и его эскизов к спектаклям.



Спектакль "Братья" был поставлен Валерием Беляковичем вместе со своим братом в пронзительной манере искренности и раскрывания души перед зрителями. С фантастической откровенностью были показаны взаимоотношения братьев. Спектакль был создан к юбилею мамы Беляковича, был тонким и очень трогательным.



Коллаж был создан лично Валерием Романовичем, в нем использованы подлинные старые фотографии. Как видно из надписи на одной из них, сам Валерий Белякович с братом Сергеем.



Маски театра "Но" японские коллеги подарили на добрую память. Есть и подарок зрителей - макет спектакля "Мастер и Маргарита", где включается маленькая луна и Понтий Пилат уходит по лунной дорожке.



Буфет тоже является старинным экспонатом из реквизита театра.



На старых афишах можно увидеть названия множества городов и представить большую географию гастролей театра.



Побывав на спектаклях театра "Макбет" и совсем недавно на "№13", мне было особенно интересно побольше узнать об истории театра, его актерах, как ставятся спектакли, шьются костюмы, делаются декорации и из каких кирпичиков складывается театральное волшебство.



Большое спасибо Музею Бахрушина, Театру на Юго-Западе и особенно нашим проводникам в историю театра Олегу Леушину и Карине Дымонт за увлекательный рассказ! Стал немного понятнее масштаб личности основателя Театра Валерия Беляковича, человека не просто талантливого, а гениального мастера своего дела.



Главная идея - живое театральное действие, происходящее здесь и сейчас, должно давать зрителю максимум эмоций, впечатлений и может быть даже счастья.

Ссылки на соцсети Театра на Юго-Западе: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, канал на Youtube.
Tags: #идувмузей, #театрнаюгозападе, Театр на Юго-Западе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Разные разности

    Привет, в этом журнале тебе рады! Здесь было посетителей

  • (no subject)

    Перед походом в театр "Ромэн" заранее готовишься к празднику, предвкушаешь яркие краски, зажигательные танцы и песни переливчатыми цыганскими…

  • Цветы на балу

    Живые цветы на балу, посвященном юбилею Клуба исторического танца "Ангаже" были прекрасны. И дарили их, разумеется, прекрасным дамам, каждая…

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 Leave a comment
Buy for 10 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments