g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Третьяковка часть 4. Балетный мир в творчестве Зинаиды Серебряковой



В 1920-х годах Зинаида Серебрякова открывает в своей творческой биографии новую страницу: стремление художницы видеть мир небудничным, очаровательным и изящным находит свое осуществление в теме балета. Поводов для обращения к миру балета было достаточно. Театр в жизни Серебряковой всегда занимал большое место.

В декабре 1920 года после смерти мужа Зинаида Серебрякова переезжает с детьми из Харькова в Петроград и размещается в доме своего деда, архитектора Н.Л. Бенуа, где соседями Серебряковых оказываются икусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен, страстные любители и почитатели балета.

Тогда же, в 1921 г., Татьяна (Тата), старшая дочь художницы, поступает в хореографическое училище Петроградского академического театра оперы и балета. Таким образом, театр становится постоянной темой домашних бесед и средоточием семейных интересов. Все члены семьи Серебряковых, Бенуа, а также их друзья посещают блестящие спектакли, которые идут на сцене бывшего Мариинского театра (переименованного в 20-е годы в Государственный академический театр оперы и балета): «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Шопениана». Более того, благодаря Александру Бенуа, который в этот период был сценографом и членом дирекции театра, Серебряковой удается получить разрешение бывать за кулисами и посещать артистические уборные, где она находит вдохновение и моделей для своих работ.


«Девочки-сильфиды. Балет “Шопениана”» (1924)

Ее увлекает мир театра, его красочность, приподнятость чувств: ведь для нее самой искусство всегда было радостью и праздником. В противовес суровой и мрачной действительности минувших лет, художница раскрывает другую сторону жизни, ее красоту и духовность.


«В балетной уборной. Балет “Лебединое озеро”» (1924)

«Вообще эту зиму мы окунулись в балетный мир. Зина рисует три раза в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует…и два раза в неделю Зина ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы» – пишет ее мать, Екатерина Николаевна, сестра Александра Бенуа (из письма Е.Н. Лансере к Н.Е. Лансере, Петроград, 22 января 1922 года).

На протяжении трех лет по воскресеньям и средам в дни балетных спектаклей Серебрякова приходила в уборные, где делала многочисленные наброски одевающихся и гримирующихся танцовщиц перед их выходом на сцену. Она зарисовывала балерин также в антрактах и после спектаклей. Артисты часто бывали у нее дома. Серебрякова, скромная и деликатная по своей натуре, всегда боялась утомить танцовщиц позированием. Она купила балетный костюм (пачку, корсаж, туфли, трико) и нередко сама стояла в нем перед зеркалом в той или иной позе, необходимой для задуманной композиции. В результате возникла уникальная серия работ из жизни театра 1920-х годов, состоящая из многочисленных набросков, эскизов, портретов артистов балета.


«Балетная уборная» (1922-1924)

Следует отметить, что в этот период Серебрякова начала работать в достаточно новой для себя технике пастели. Главной причиной было отсутствие хороших масляных и темперных красок.


Портрет Е.Н. Гейденрейх в красном, 1923. Государственный Русский музей

Овладев пастелью, она особенно оценила преимущества этой техники: чистоту цвета, легкость тонов, бархатистость фактуры. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много блестящих образцов пастельной живописи в XX веке, как она.


В Балетной уборной. "Большие балерины". Балет Ц. Пуни "Дочь фараона"(1922).

Посещая театр, Серебрякова имела возможность наблюдать жизнь балетного коллектива "изнутри". Среди работ Серебряковой нет ни одной с изображением самого спектакля. Вовсе не сцена заворожила художницу, а тайный мир кулис: атмосфера грим-уборных, где переодевались танцовщицы, постепенно превращаясь в лебедей, снежинок, сильфид и страстных испанок. Законченным композициям часто предшествовали зарисовки: «Голубые балерины» (1922), «Танцовщица» (1922-1924), «Две танцовщицы» (1922-1924), «Отдыхающая балерина» (1924) и другие. Не всегда можно точно установить для какого законченного произведения они были выполнены, вероятно, некоторые из них имеют самостоятельный характер, но всех их отличает умение быстро уловить движение и пропорции модели.


"Балетная уборная. Балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро"(1924) Этюд для одноименной картины. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Жизнь театральных актрис преподнесена не как набор будничных забот, а как праздник, все их приготовления - как предвкушение чуда. Нет ничего будничного и в самих балеринах: загадочно полуопущенные ресницы, таинственно замершие в полуулыбке губы, стройные тела, пластичные жесты.

Каждая фигура ярко освещена, создавая эффектную игру света и тени, а многообразные движения изящных рук и ног танцовщиц наделяют изображения особой музыкальной ритмичностью. Ощущение притягательной праздничности мира театра рождает яркий, построенный на локальных пятнах цвета колорит.

В предыдущих постах - "крестьянский цикл" художницы, портреты детей, автопортреты Серебряковой, а в следующих постах будет фото картин с описанием природы и портретов окружающих её людей.

За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.
Tags: Москультура, Серебрякова, Третьяковка, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Разные разности

    Привет, в этом журнале тебе рады! Здесь было посетителей Получите вашу собственную карту путешествий по России по адресу…

  • Сколько слов русского языка вы знаете?

    Ваш пассивный словарный запас — 105000 слов. Ваш индекс честности — 83%. Ваш результат лучше, чем у 99% опрошенных. Если сравнивать только с…

  • Котики на фестивале Qilt Fest 2017

    Пересматривая фото с фестиваля Qilt Fest 2017, обнаружила в работах мастеров лоскутного шитья множество разнообразных котиков. 2. Некоторые…

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 Leave a comment
Buy for 10 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments