g_rybins (g_rybins) wrote,
g_rybins
g_rybins

Музыка цвета Эдуарда Степановича Кочергина

В последний день января состоялась презентация новой книги народного художника России, главного художника БДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуарда Кочергина «Категории композиции. Категории цвета».



Новую книгу художник представил собравшимся в Каретном сарае Главного здания Театрального музея им. А. А. Бахрушина, как учебное и практическое пособие для желающих освоить основы композиции и сценографии. В своей книге он обращается к открытиям, исследованиям формы, пространства и цвета. Это бесценная книга действующего художника, который объединив свои исследования, наблюдения и колоссальный педагогический опыт, позволяет любому читателю понять "нотную грамоту" пространства.



Директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов открыл вечер. Поздравил автора с выходом в свет новой книги, приветствовал всех собравшихся в зале и приобщил книгу Эдуарда Кочергина "Категории композиции.Категории цвета" к фондам музея.



Алексей Захаренков, генеральный директор издательства "Вита Нова" выразил благодарность и признательность автору за плодотворную работу с издательством. Это первая книга - учебник, за которую взялось издательство. Работа над книгой "Категории композиции. Категории цвета" была трудна и интересна одновременно. Это связано с точностью цветопередачи, цветокоррекции - книга наполнена множеством иллюстраций. В оформлении книги использованы работы старых мастеров и студентов Российского Государственного института сценических искусств и Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Во время презентации на большом экране демонстрировались иллюстрации из книги и личные фотографии из архива Э.С.Кочергина.



Издательство "Вита Нова" давно вышло за рамки просто издания книги - проводит, в рамках арт-проектов, выставки, имеет огромную коллекцию работ художников, которые иллюстрируют книги. Издательством учреждена ежегодная премия "Книжный червь", посвященная Всемирному Дню книги. Целью премии является: выразить благодарность тем, кто способствует развитию искусства книги в нашей стране. Это не только художники и писатели, но и другие подвижники книжного дела - издатели, библиофилы, коллекционеры, искусствоведы, арт-критики, преподаватели и пр.



Очень интересно было слово художника, писателя, главного художника журнала "Наше наследие", Александра Алексеевича Рюмина. Он большой друг издательства "Вита Нова" и очень давно знает и ценит А.С. Кочергина. Он сказал, что автор, сам того не осознавая, выполнил свой родовой долг. Еще его дед увлекался символами. Родители были репрессированы. Последние годы мама сидела в Мордовии — там, где шили вещи для лагерей. И была там главной красильщицей. Цвет подбирала и знала, как закрепить его, чтоб материал не пачкался. «Ее еще отец, мой дед, этой ремеслухе обучил. Кликуха у нее была Брошка Синеручка — перчатки же не давали». Сам же Кочергин воспитывался в детдоме, где однажды утащил в семилетнем возрасте цветные карандаши. Ему тогда здорово попало за желание рисовать. В этой книге он воплотил самого себя, своё профессиональное умение, наблюдения и исследования. Идеи сценографии приходят не с неба, а на основании глубоких знаний, которыми обладает автор. И этими знаниями он делится с людьми. Книга "Категории композиции. Категории цвета" далась чрезвычайно тяжело, но у неё долгая жизнь и счастливая судьба. Книга займёт достойное место на книжных полках, сказал Рюмин.



Выступил российский сценограф, художник Сергей Михайлович Бархин. Слегка покритиковав обложку, он отметил, что книга - соединение знаний для разных художников и педагогов. Это не совсем учебное пособие, это именно книга, послание, творческий жест мастера. Есть мудрость: "Горшок - из глины, но главное - пустота в нём". Наполненность пространства - это главное. Понравилось определение: "Композиция - это внутренняя целесообразность подчинения отдельных элементов и построений конкретной живописной цели". Конкретная цель книги - помочь студентам постичь главные категории композиции и колористики. Обучить театральному искусству студентов можно, живописи трудно, а сценографии практически невозможно. Кочергин - великий сценограф Вселенной, гроссмейстер сцены, магистр и генералисимус подлинной сценографии, сказал художник. Предложил провести семинары, мастер-классы по сценографии под руководством Кочергина и собрать молодых художников, которым было бы это интересно. "Я бы с удовольствием сделал две работки по заданию Кочергина". В этой книге есть путь стратегии. К ней надо отнестись очень серьёзно. Книга слишком замечательна, чтобы комментарий мог к ней что-либо прибавить.



Юрий Борисович Норштейн поздравил автора с выходом "Категории композиции. Категории цвета" и поделился своими впечатлениями от книги. Мне самой было очень интересно узнать, что великий Леонардо обращал внимание не только на живопись, но и на фактуру холста, ткани. И призывал вглядываться в плесень и пыль, рождающие целые миры для фантазии. Благодаря Юрию Борисовичу Норштейну, захотелось освежить в памяти картины Владимира Маяковского, который использовал символы и был не только поэтом, но и талантливым художником. Невероятно сложно, практически невозможно сбить несколько форм в одну композицию таким образом, чтобы они дали лёгкое пространство для движения. Для спокойного, естественного потока действия нужны подходящие цвета. Например, золотистый, коричневый голубой и очень спокойный светящийся нейтральный цвет - цвета "Троицы" подсознательно выбираются для композиции. Для студентов и для читателей, которые хотят читать - это просто бесконечная книга, которую можно читать с любого места. О такой "круглой" книге говорил Эйзенштейн, вот она перед нами. Можно соединить обложки и листать её по кругу.



Эдуард Степанович рассказал о своей работе над книгой. Он выразил желание, чтобы его поиски категорий композиции и цвета, наблюдения и исследования были продолжены. Чтобы кто-то еще экспериментировал с пространством, занялся категорией земного притяжения в искусстве. Эта проблема мало разработана. Проблема масштабности тоже требует внимания. Существуют провалы понятия масштаба. Современные постройки зачастую колют глаза и портят вкус людей. Линии должны быть упругими, несущими энергию, сдерживающие напряжение воздуха. Вялые линии совершенно невозможны. Природа дала человеку талант, чувство цвета. Но без самых простых понятий (сочетания холодного - теплого цвета и других) раскрыться этому таланту намного труднее. Эта книга - краткий курс, который нужно дальше развивать. Это только начало, предложение начать заниматься этой проблемой. В конце он призвал художников продолжить его дело в этом направлении. Потом его обступили собравшиеся художники с вопросами и надеждой получить автограф великого мастера, которые он щедро давал всем, кто подходил с книгой.




На отдельном столике можно было полистать и купить книгу "Категории композиции. Категории цвета" и еще несколько художественных книг Кочергина. Те, кто читал его прозу, рекомендовали его книги за легкий слог. Одну из них мне посоветовали почитать в первую очередь.Книга Эдуарда Кочергина "Крещеные Крестами" основана на воспоминаниях о тяжёлых послевоенных временах, когда он бежал из омского детприёмника для детей «врагов народа» на родину в Ленинград, — о беге, длившемся более шести лет, со всеми перипетиями и скитаниями по «эсэсэрии» с её тогдашними казёнными домами, детприёмниками НКВД и колониями. В 2010 году книга получила одну из престижнейших литературных премий — «Национальный бестселлер».

О писательском таланте главного художника Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова и его новой книге очень интересно было узнать. Благодарю сообщество moscultura и atlanta_s за приглашение на вечер.
Tags: Бахрушинский музей, Кочергин, Москультура, музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Разные разности

    Привет, в этом журнале тебе рады! Здесь было посетителей

  • Книга - лифтом

    Система транспортировки книг внутри Российской государственной библиотеки была показана нам в действии. В связи с ранним временем нашей экскурсии,…

  • Как пройти в Библиотеку

    С групповодом от " Магазина путешествий", Виталием, мы встретились у Достоевского. Как подобает каждому порядочному памятнику, он был украшен…

promo g_rybins february 2, 2016 20:48 Leave a comment
Buy for 10 tokens
ЛИСИЦА И СУРОК «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!» Лисицу спрашивал Сурок. «Ох, мой голубчик-куманек! Терплю напраслину и выслана за взятки. Ты знаешь, я была в курятнике судьей, Утратила в делах здоровье и покой, В трудах куска не доедала, Ночей не досыпала: И я ж за то под гнев подпала;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments